Обязать Министерство предоставить жилое помещение
image_pdfimage_print

Дело № 2-2551/17

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

18 декабря 2017 года                 г. Сарапул УР

Сарапульский городской суд Удмуртской Республики в составе:

председательствующего судьи         Голубева В.Ю.

при секретаре         Кузнецовой Н.В..

с участием истца Мущинкиной К.В., ее представителя – адвоката Косолапова А.Ю.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Мущинкиной <данные изъяты> к Министерству образования и науки УР, Администрации г.Сарапула о предоставлении жилого помещения,

установил:

Истец Мущинкина К.В. обратилась в суд с иском к Министерству образования и науки УР, Администрации г.Сарапула о признании права на предоставление благоустроенного жилого помещения по договору социального найма специализированного жилого помещения, предоставлении жилого помещения.

Исковые требования мотивированы тем, что согласно истец является сиротой, поставлена на учет для получения жилья, включена в республиканский список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями в УР. Жилое помещение до настоящего времени ей не предоставлено. Полагает, что имеет право на внеочередное обеспечение жилым помещением. Считает, что ей должно быть предоставлено вне очереди жилое помещение по договору социального найма общей площадью не менее 18 кв.м.

Просит суд: признать за ней право на предоставление во внеочередном порядке благоустроенного жилого помещения по договору социального найма специализированного жилого помещения, не ниже установленных социальных норм (18 кв.м. на 1 человека), отвечающего санитарным и техническим требованиям; обязать ответчиков солидарно представить в пользование по договору найма специализированного жилого помещения благоустроенное применительно к условиям Удмуртской Республики жилое помещение в виде жилого дома или квартиры, не менее 18 квадратных метров и не более 36 квадратных метров на территории города Сарапула или города Ижевска Удмуртской Республики, установив срок исполнения решения суда в этой части до 01 июня 2018 года; взыскать с ответчиков понесенные судебные расходы по оплате юридической помощи, по оплате государственной пошлины.

Представитель ответчика Министерству образования и науки УР в суд не явился, извещен надлежащим образом, в письменных возражениях указал о том, что ответчик иск не признает, ссылаясь на то, что истец включен в республиканский список детей-сирот и лиц из их числа, подлежащих обеспечению жилым помещением, которое будет предоставлено после сформирования специализированного жилого фонда в порядке очереди. Законом не установлен срок предоставления жилого помещения данной категории лиц.

Представитель ответчика Администрации г.Сарапула в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом., представил письменные возражения, согласно которым в иске к просит отказать, поскольку уполномоченным органом по вопросам обеспечения жилыми помещениями детей-сирот является Министерство образования и науки УР

В соответствии со ст.167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие представителей ответчиков Министерства образования и науки УР, Администрации г. Сарапула.

Истец Мущинкина К.В. в судебном заседании исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в заявлении, просит их удовлетворить, уточнила, что просит предоставить жилое помещение на территории г.Сарапула.

Представитель истца адвокат Косолапов А.Ю. исковые требования поддержал, привел доводы, аналогичные изложенным в исковом заявлении.

Выслушав участников процесса, исследовав письменные материалы дела, проверив и оценив все доказательства в совокупности, суд пришел к следующему.

Из материалов дела следует и установлено судом, что истец Мущинкина К.В., <данные изъяты> года рождения, является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Ее одинокая мать <данные изъяты> лишена родительских прав решением Сарапульского городского суда УР от 29 декабря 2011 года.

Истец в настоящее время жилого помещения по договору социального найма не имеет.

Согласно выписке из ЕГРН от 23.12.2016 года Мущинкина К.В. имеет в собственности 1/5 долю жилого дома общей площадью 21 кв.м по адресу: УР<данные изъяты>

Согласно заключению Управления по делам семьи, материнства и детства Администрации г.Сарапула от 12.01.2017 № <данные изъяты>, уведомлению Министерства образования и науки УР от 10.11.2016 года № <данные изъяты> принято решение об установлении факта невозможности проживания Мущинкиной К.В. в ранее занимаемом жилом помещении по адресу: <данные изъяты>

Истец фактически проживает в г.Сарапуле, собственником иного жилья, нанимателем, членом семьи нанимателя жилого помещения в г.Сарапуле не является.

Истец включен в республиканский список лиц данной категории, подлежащих обеспечению жилыми помещениями в Удмуртской Республике, что подтверждается отзывом на исковое заявление, а также уведомлениями Министерства образования и науки УР от 06.02.2017 № <данные изъяты>, от 18.09.2017 № <данные изъяты>, от 28.09.2017 № <данные изъяты>

Согласно части 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Законом Удмуртской Республики №8-РЗ от 14 марта 2013 года «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предусмотрен порядок предоставления жилого помещения детям-сиротам (статья 6), в соответствии с которым дети-сироты обеспечиваются жилыми помещениями в соответствии с республиканским списком детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями в Удмуртской Республике (далее – Список). В Список подлежат включению лица, указанные в статье 2 настоящего Закона, достигшие возраста 14 лет. Включение в Список осуществляется на основании заявления. Заявление и документы подаются в орган опеки и попечительства по месту нахождения или месту жительства заявителя, которые формируются данным органом в учетное дело. Орган опеки и попечительства проводит проверку сведений, представленных заявителем, по результатам которой составляет заключение. Заключение и учетное дело направляется органом опеки и попечительства в уполномоченный орган. Уполномоченный орган в течение 30 календарных дней со дня поступления указанных документов принимает решение о включении лица в Список либо об отказе во включении в Список. Уполномоченный орган принимает решение о предоставлении жилого помещения лицу, включенному в Список.

В соответствии со статьей 1 Закона Удмуртской Республики №8-РЗ «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» органом государственной власти Удмуртской Республики, уполномоченным по вопросам обеспечения жилыми помещениями детей-сирот, является Министерство образования и науки Удмуртской Республики.

В соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.

По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.

Аналогичные положения содержат статья 2 и часть 3 статьи 3 Закона Удмуртской Республики №8-РЗ «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», согласно которым право на обеспечение жилыми помещениями в соответствии с настоящим Законом имеют следующие лица, чье место жительства расположено на территории Удмуртской Республики:

1) дети-сироты, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений;2) дети-сироты, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным в порядке, установленном настоящим Законом.

Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в статье 2 настоящего Закона, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия (часть 3 статьи 3).

В силу положений ч.1 ст.3 Удмуртской Республики №8-РЗ от 14 марта 2013 года «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» лица, указанные в статье 2 настоящего Закона, обеспечиваются жилыми помещениями в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по норме, не ниже нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленной органом местного самоуправления муниципального образования, на территории которого расположен населенный пункт. При этом площадь жилого помещения не может быть менее 18 квадратных метров и не может быть более 36 квадратных метров на одно лицо из детей-сирот.

Жилые помещения, предусмотренные настоящей частью, предоставляются на территории Удмуртской Республики из состава специализированного жилищного фонда Удмуртской Республики по договорам найма специализированного жилого помещения, заключаемым в порядке, установленном статьей 7 настоящего Закона.

Судом установлено, что истец достиг возраста 18 лет, состоит на учете нуждающихся в жилых помещениях, завершила обучение в образовательной организации профессионального образования – БПОУ УР «Сарапульский индустриальный техникум», о чем свидетельствует диплом о среднем профессиональном образовании, выданный 29 июня 2017 года, регистрационный номер 391, жилым помещением после окончания учебного заведения не обеспечена.

Таким образом, материалами дела установлено, что истец относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, закрепленного жилого помещения, пригодного для проживания, не имеет, в установленном законом порядке обратился с заявлением о предоставлении жилого помещения, включен в республиканский список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жильем, однако, соответствующее решение об обеспечении его жильем не принято, жилое помещение истцу не предоставлено.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что Мущинкина К.В. имеет право на обеспечение жилым помещением по договору найма специализированного жилого помещения. Поскольку Мущинкина К.В. окончила образовательное учреждение в г.Сарапуле, фактически проживает в г.Сарапуле, она имеет право на получение жилого помещения в г.Сарапуле.

Возражения ответчика Министерства образования и науки УР являются несостоятельными.

Обязанность по предоставлению жилого помещения возникает у ответчика при наступлении соответствующих условий: наступление возраста, установленного законом, либо по окончании срока пребывания лиц указанной категории в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.

При этом ни ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», ни иные статьи указанного Закона не устанавливают очередность в качестве условия предоставления жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения, соответствующей категории граждан.

Содержащееся в п.3 ст.8 вышеназванного федерального закона указание на то, что формирование списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, осуществляется в порядке, установленном законом субъекта РФ, само по себе не означает что предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений должно осуществляться в соответствии с какой-либо очередностью.

В данном случае установление законом Удмуртской Республики порядка предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений предполагает установление процедурных правил по формированию соответствующего списка.

По своей сути формирование данного списка означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных федеральным законом оснований для реализации указанной категории лиц права на предоставление жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения.

Таким образом, суд приходит к выводу о наличии у истца права на предоставление ему в пользование по договору найма специализированного жилого помещения благоустроенное применительно к условиям города Сарапула Удмуртской Республики жилое помещение в виде жилого дома или квартиры, не менее 18 квадратных метров и не более 36 квадратных метров на территории города Сарапула Удмуртской Республики и о наличии у ответчика. Министерства образования и науки УР обязанности по предоставлению истцу указанного жилого помещения.

С учетом изложенного, требований истца к Министерству образования и науки УР в части предоставления жилого помещения подлежат удовлетворению.

Вместе с тем, поскольку органом, уполномоченным принимать решения о предоставлении жилого помещения является Министерство образования и науки УР требования истца о предоставлении жилого помещения к Администрации г.Сарапула удовлетворению не подлежат.

В соответствии с требованиями статей 98, 100 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, в том числе расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.

В связи с тем, поскольку истец не представил суду доказательств несениям им расходов на оказание юридической помощи, суд оставляет данное требование без удовлетворения.

В соответствии с подп. 19 п. 1 ст. 333.36 НК РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации в соответствии с гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации и законодательством об административном судопроизводстве, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, в качестве истцов (административных истцов) или ответчиков (административных ответчиков)

Министерство образования и науки УР является государственным органом исполнительной власти, а поэтому в силу закона освобождено от уплаты государственной пошлины, в силу чего требования истца о взыскании с Министерства образования и науки УР расходов по уплате госпошлине удовлетворению не подлежат.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

Исковые требования Мущинкиной <данные изъяты> удовлетворить частично.

Признать за Мущинкиной <данные изъяты> право на предоставление жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения площадью не менее 18 квадратных метров и не более 36 квадратных метров, отвечающего санитарным и техническим требованиям.

Обязать Министерство образования и науки Удмуртской Республики предоставить в пользование Мущинкиной <данные изъяты> по договору найма специализированного жилого помещения благоустроенное применительно к условиям города Сарапула Удмуртской Республики жилое помещение в виде жилого дома или квартиры площадью не менее 18 квадратных метров и не более 36 квадратных метров на территории города Сарапула Удмуртской Республики в срок до 01 июня 2018 года.

В удовлетворении требований к Администрации г.Сарапула отказать.

В удовлетворении требований в остальной части отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Удмуртской Республики в течение месяца со дня принятия мотивированного решения через Сарапульский городской суд УР.

Мотивированное решение изготовлено 25 декабря 2017 года.

Судья                                    Голубев В.Ю.

Spread the love
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •